Традиции, этика и суеверия Таиланда



Традиции, этика и суеверия ТаиландаЭтика и традиции в Таиланде очень близко связаны с суевериями и приметами

Роль в этикете символики человеческого тела
Большое значение в тайской культуре имеет символика частей человеческого тела, и прежде всего представление о священности человеческой головы. Для сиамцев голова самая чтимая часть тела, так как она занимает самое высокое положение. Ноги же, наоборот, самой презренной частью тела.

Представление о священности головы уходит своими корнями в глубины архаического сознания.
Традиционно это объясняется так: в голове человека живёт дух Кхуан или Кхвун, являющийся духом-хранителем. Необходимо охранять голову от всякой раны. Вот почему стрижку и бритьё делают здесь с многочисленными церемониями. Квун весьма щепетилен в вопросах чести, туземцы считают смертельным оскорблением для себя прикосновение руки иностранца к их голове, в которой живёт Квун.
Традиционно тайцы боятся оказаться под лестницей, ведущей на второй этаж, поэтому строили преимущественно одноэтажные здания - нижний этаж был бы бесполезен, никто не пожелал бы ни ходить над головами других, ни оказаться под чьими-то ногами. Низом свайных домов они не пользуются по той же причине. Это же относится и к королевским дворцам. Когда послов Сиама во Франции в двухэтажном здании, то второй посол, оказавшийся на втором этаже и обнаруживший, что его коллега, посол с письмом сиамского короля, внизу, под ним, пришёл в такое отчаянье, что покинул свою резиденцию.

При встрече людей разного ранга голова человека более низкого ранга должна быть опущена ниже головы человека более высокого положения. С детского возраста приучают к умению сутулиться, сидеть на корточках, стоять на коленях. Гуляя, человек более низкого ранга должен держаться немного позади спутника. Почитание головы приводит к следующим запретам: нельзя сидеть на подушках, проходить под развешенным бельём (особенно это касается мужчин), в многоэтажном доме слуги должны жить не выше хозяев. Самым концентрированным проявлением дурных манер считаются доставание чего-либо ногой, попытка указать ею на что-либо. Тайцы считают, что волосы – самая священная часть тела ввиду самого высокого положения, отсюда и родилось использование слова «волос» ("пхом"- ผม
) в значении «я» при обращении к высокопоставленному человеку, чтобы подчеркнуть, что лишь самая благородная часть человека осмеливается к нему обратиться.

Этикет и ориентация в пространстве.

Правильное относительно друг друга размещение в пространстве лиц разного статуса определяется системой координат – с вертикалью (с оппозицией верха и низа) и горизонталью (с оппозицией левой и правой стороны), соответствующими ориентации по сторонам света и накладывающими на эту систему координат «мужского» и «женского» начала и символикой разных частей человеческого тела. Для тайцев огромное значение для восприятия окружающего мира имеет ориентация по сторонам света: в любом месте, в любое время дня и ночи они должны представлять, где север, и т.д.

Направление по сторонам света оцениваются так: север выше и благоприятнее юга (в отличие от китайской модели). Юг, как и в Индии, ассоциируется со смертью: при кремации или погребении тело кладётся головой на юг. Запад (буквально «направление захода солнца») также неблагоприятен. Всё, связанное с югом и западом, воспринимается как связанное с неприятностями: если срубленное дерево, предназначенное для так называемого «благоприятного столба», упало на юг или запад, то это может, по представлениям жителей северных р-нов Таиланда, предвещать обитателям этого дома ссоры, болезни, смерть. Правило, по которому самоубийцу полагалось хоронить головой на юго-запад, подчёркивало (дважды) неблагоприятную природу такой смерти. Спят головой на восток, ногами - на запад. Самая сакральная часть дома, где обитает дух дома, находится на восточной его стороне.

Оппозиция «мужчина-женщина» также связана со сторонами света: мужчины «получают» север и восток, женщинам «достаётся» юг и запад. Север буквально означает «вверху», «над», и мужчины спят севернее своих жён, аналогичное положение («над», «севернее») занимают они и во время коитуса. «Благоприятный столб» - на восточной стороне дома в «спальной зоне» - имеет отношение мужчинам (к нему привязывают мужскую одежду), «столб – госпожа» (к нему привязывают женскую одежду) находится на западной стороне спальни. Стоящая женщина не должна приближаться к сидящему мужчине. Если мужчина воспользуется одеялом, принадлежащим женщине, его замучают кошмары, а его оккультная сила уменьшится. Мужчина, из-за таких же соображений не пройдёт под верёвкой, на которой висит женская одежда.

Важный критерий социальной иерархии – старшинство – так же ассоциируется с направлением: старшие в доме занимают северную половину спальни, младшие – южную. Левой рукой нельзя ничего передавать старшему..

Подобающее положение «низкого» по отношению к «высокому» соблюдается во многих ситуациях: младший по возрасту должен следить за тем, чтобы его голова была ниже головы старшего (иначе попадёт в ад и переродится калекой бесконечное число раз). Когда старший по возрасту проходит мимо молодого, голова которого явно ниже его головы, старший в знак вежливости должен демонстративно несколько наклонить свою голову. Этого не делают при слишком большой разнице в возрасте, например, когда старик проходит мимо сидящего ребёнка..

Прежде чем вступить в разговор с человеком, старше себя, надо занять более низкое по сравнению с ним положение. Слуги со всеми членами тайской семьи, исключая детей, ведут себя как более молодые, вне зависимости от реального возраста. Когда приглашают в дом монаха, все обитатели дома, включая старших, должны сидеть ниже его. Крестьянин, приветствуя чиновника, должен сложить руки так, чтобы правая была выше левой. .

Когда хотят сказать, что человек плохо воспитан или ребёнок капризен, говорят о неразличении им «высокого» и «низкого», «левого» и «правого». Игнорирование границ между «низким» и «высоким» (определяемое термином кхит - «выход за пределы мира») равноценно нарушению табу, приводящему к бедствию (убаат), которое можно отвести, принеся жертву астральным божествам.



-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Приметы

1. В среду нельзя начинать никаких серьёзных дел, в том числе переездов, не стоит отправляться в путешествие. Даже посещение парикмахерской не рекомендуется (из-за этого в сельской местности салоны красоты в этот день часто закрыты)

Приметы тайланд

2. Лунное затмение считается попыткой злого духа Рахукинтян («Раху- пожирающий Луну») проглотить луну. В начале затмения будят всю семью, и жители деревни начинают страшно шуметь, что должно отогнать духа. Они громко кричат и колотят по всему, что может издавать звук. Кроме людей, «будят» находящихся в доме добрых духов риса и бетеля, которые должны помочь одолеть злого «пожирателя Луны». Беременным женщинам в лунное затмение нужно воткнуть в рубашку иголку, иначе дух может проникнуть в нерождённого ребёнка.

3. Нельзя говорить о том, что видел падающую звезду – по поверию это дух пхипхунгтай (душа умершего, который снова хочет родиться).

4. Беременная женщина не должна сидеть на пороге, иначе у неё будут тяжёлые роды. Во время беременности женщина не должна называть других детей «уродами» (наклиет), иначе у неё родится уродец. Змеи уважают беременных и никогда не причинят им зла. Беременная женщина не должна вскрывать мидии, разбивать яйца, забивать птицу и скот, чтобы не погрешить против жизни. Если беременной попался сросшийся фрукт, у неё родятся близнецы. Чтобы роды протекали легче, женщине надо пролезть под брюхом у слона. Беременная, которая ест большой ложкой, непременно родит ребёнка с большим некрасивым ртом.

5. Дочь в доме не должна петь, когда готовит еду. Иначе ей в мужья достанется старик.

6. За семейным столом нельзя нахваливать вкус еды, иначе услышат духи, которые вызывают боль в животе. Точно так же нельзя называть маленьких детей красивыми, только уродцами, чтобы духи не обратили внимания на него и не отомстили из зависти.

7. Если во время еды столовые приборы легли на стол в вытянутую линию, ждите в гости родственника.

8. Если в дом залетел сверчок, скоро будут гости.

9. Если кто-нибудь рыгает во время еды, значит, кто-то в это время думает о нём и произносит вслух его имя.

10. За семейным столом нельзя заканчивать есть одновременно, иначе все члены семьи одновременно умрут.

11. Если, выходя из дома, услышишь гекко, лучше оставить все дела – случится большое несчастье.

12. Если по пути заметишь дохлое животное, нельзя ничего никому говорить. Случится несчастье. Если жених по пути в дом невесты увидит дохлое животное, он так же не должен никому говорить об этом – брак обернётся крахом.

13. Во время свадьбы ни в коем случае нельзя бить посуду. Брак точно закончится разводом.

14. Когда, во время свадьбы, угощают монахов, при этом оба молодожёна должны постараться ухватить ложку поближе к переду. Кто ближе, тот и будет главенствовать в семье.

15. В день свадьбы женщины, долго прожившие в счастливом браке, бьют молодых половником или ковриком, чтобы жизнь молодых супругов была долгой и счастливой.

16. В первую брачную ночь каждый из супругов старается не уснуть первым – кто позже уснёт, тот и умрёт позже.

17. Ногти нельзя стричь вечером или ночью. Человек станет злым.

18. Если дом подметаешь ночью, то мусор нужно сгрести в кучу, но нельзя выносить из дома. Иначе деньги не задержаться в доме.

19. Злые духи приходят на землю в вечерние сумерки. Поэтому нельзя спать на сходе дня. Духи попытаются проникнуть в спящего.

20. Того, кто спит головой на запад, будут мучить кошмары. Но покойников хоронят головой на запад. Если их положить в другом направлении (особенно на юг или север), то похороны будут сложными.

21. Дерево франджипани, или плюмерию остролистную можно сажать только неподалёку от кладбищ или в других местах ,связанных со смертью. В остальных местах оно принесёт большое несчастье. Кроме того, тайское слово, обозначающее это растение, лантхом, очень похоже на слово ратхом («печальный»), является плохим предзнаменованием.

22. Никогда не подписывайте документы красными чернилами. Это цвет крови, и ритуальные службы пишут имя покойника на гробе красным цветом. Подписываясь красным, человек подписывает себе смертный приговор. Этим цветом нельзя писать письма и даже подписывать адрес.

23. Покойнику кладут в рот монетку, чтобы во время путешествия душа не оказалась без наличности. После сожжения трупа скорбящие пытаются найти монетку, так как она приносит удачу.

24. Когда на гробе пишут возраст покойного, то обязательно прибавляют хотя бы несколько лет. Так потешаются над злыми духами.

25. После сожжения трупа родственники берут урну с останками домой. Там они молятся за благополучие усопшего во время путешествия души, но так же и зато, чтобы он открыл им во сне выигрышные числа ближайшей лотереи.

26. Несколько раз после смерти члена семьи родственники угощают монахов любимыми блюдами покойного. Так заботятся о благополучии его души. Все монахи, приглашённые на поминки, должны что-нибудь съесть, иначе душа будет мучиться.

27. Женщин с сильно выпирающей вперёд грудью называют кхон кин пхуа, «пожирательницами мужей». У них мужья наверняка умрут. Незадачливая грудь называется по-тайски ном чи на пхуа, или «грудь, показывающая на лицо мужа»

28. Собираясь строить новый дом, пригласите мопхи или какого-нибудь другого колдуна проверить участок на предмет наличия злых духов. Если они обнаружатся, строительство стоит отменить.

29. В доме нельзя вбивать в пол гвозди. В противном случае разозлятся духи, вызывающие боль в животе.

30. Если к дому летит сова, которую тайцы часто называют нопхи, или «птицей духов», грозит большое несчастье. То же случится, если будет замечен хиа или варан, символ беды. (По этой причине слово хиа является и грубым ругательством, которое не следует использовать необдуманно.) В обоих случаях нужно пригласить нечётное количество монахов и угостить их. Только так можно предотвратить несчастье.

31. Если в доме обнаружилась песочная горка (например, пыль или муравейник), её ни в коем случае нельзя трогать, она приносит несчастье.

32. В доме нельзя играть на флейте, так как это непременно привлечёт злых духов.

33. Если у вас дрогнуло веко, это особый знак. Если дрогнуло правое веко - это к слезам, если левое – смеяться.

34. Собравшись жениться, мужчина должен выяснить, как его избранница обращается с пестиком и ступкой. Причём подсмотреть это тайком. Если она сильно бьёт пестиком в ступку, значит, у неё «горячее сердце». Брак будет сложным, но зато в ней много «огня», она трудолюбива. Если же девушка работает спокойно, значит, она заботлива и порядочна.

35. Если ребёнок заболел, его, путём соответствующего ритуала, может «усыновить» статуя Будды или почтенный монах. После этого злые духи, овладевшие ребёнком, вынуждены будут отступить.

36. Если после стрижки с ребёнком всё время случаются неприятности, значит, духи запрещают стричь волосы, и их начинают отращивать. Если волосы всё же приходится остригать, например, при поступлении в школу, то духов нужно задобрить многочисленными ритуалами и дарами. Например, им показывают художественные фильмы.

37. Если ребёнок часто болеет, его остригают наголо, оставляя на макушке одну прядь. Затем, во время сложного ритуала эта прядь (пхом тюк) так же отрезается, и родители надеются, что проблемы со здоровьем будут решены. Раз в год в буддийском храме (бот Пхрам) в Бангкоке проходит массовая церемония, во время которой огромному числу детей отрезают такие пряди.

38. Детям нельзя писать под большими деревьями или у крупных муравейников. Это всё жилища духов, которые пошлют за это детям болезни.

39. Листья гранатового дерева изгоняют злых духов и оберегают дом. Таиландские китайцы почитают богиню гранатового дерева, Мэ Тхаптхим, то есть «мать-гранатовое дерево» (тхапхим означает так же «рубин»)

40. Банановое дерево является жилищем женского духа нанг тани. С помощью определённого магического ритуала мужчина может «жениться» на этом духе и тем самым подчинить себе её. Тогда исполнится любое его желание. Но если он хотя бы частично потеряет контроль над нанг тани, это может ему дорого стоить.

41. Растения, которые сажают возле храмов, например деревья бодхи (тхонпхо)или пкикун, нельзя сажать возле дома, здесь они могут навлечь беду.

42. Ни один домовладелец не посадит рядом со своим домом дерево мафай (или рамбех) Слово мафай похоже на файмай, что означает «гореть» Следовательно, дом может стать жертвой пожара.

43. Многие растения, особенно фрукты, приносят несчастья, если растёт в неправильном месте. Например, джекфрут нужно сажать только за домом, в другом месте он принесёт несчастье.

44. В супружеской кровати жена всегда спит слева от мужа. Раньше, когда в любой момент семье могла грозить опасность, правая рука мужчины должна была быть свободна, чтобы он успел схватить оружие.

45. Суеверия отражаются и в повседневных выражениях. Например, тайцы никогда не спросят «Как дела?». Самый распространённый вопрос – «Куда ты идёшь?» (Пай най?). Причина в том, что злые духи начнут терзать того, кто скажет, что у него всё в порядке. Духи сделают всё возможное, чтобы изменить это. Раньше выздоравливающие больные на вопрос, лучше ли им, всегда отвечали «Нет, ещё хуже, чем раньше». Это тоже должно было держать злых духов на расстоянии.


С использованием материалов книг: Райнер Крак "Эти поразительные таиландцы"; Е.В. Иванова "Очерки культуры тайцев Таиланда"



Комментарии

Аватар пользователя andre

Re: Традиции, этика, суеверия

Фундаментально !

P.S. Посмотри текст, где про сваи начинается. Там кажется что-то потерялось.

ให้ลืมไปเลย

Аватар пользователя shork

Re: Традиции, этика, суеверия

smile спасибо. Ага, не дописала немного.

Re: Традиции, этика, суеверия

Ох, как интересно! Насколько все люди на Земле разные!