Антон, монах и цветок (Перечитывая Борхеса)


Антон, монах и цветок (Перечитывая Борхеса)

Мазуркевич С.А.


Антон, монах и цветок (Перечитывая Борхеса)



Парацельс остался один. Прежде чем погасить светильник и удобно расположиться в кресле, он встряхнул щепотку пепла в горсти, тихо произнеся Слово. И возникла роза.

Хорхе Луис Борхес "Роза Парацельса»



Антон Чернобровин при знакомстве представлялся научным работником и исследователем. Тем же, кто вызывал у него доверие, он добавлял, что исследует аномальные явления и представляет тайское отделение такой серьезной организации как «Хроно-поиск».

Его, конечно же, сразу же начинали спрашивать об этих самых аномальных явлениях в Таиланде и он рассказывал о плавающих монашках в Канчанабури, Пещере скелетов примерно в том же районе и Огненных шарах Меконга, испускаемых Королем нагов в полнолуние 11-го лунного месяца неподалеку от городка Нонг Кхай.

Его рассказы, надо сказать, производили впечатление, но вот беда, сам то он прекрасно понимал, что все это не то. Антон отдавал себе отчет в том, что его истории хороши для обычных туристов (и особенно туристок), но ему очень уж хотелось поразить мировое сообщество «аномальщиков» чем-то более грандиозным и серьезным.

Когда он только переехал в Таиланд он с энтузиазмом взялся за изучение всего того, что в иностранной и местной печати именовали необъяснимыми явлениями Сиама. Чуть ли не в первый день после обустройства на новом месте, он отправился в Канчанабури, чтобы познакомиться с монашками медитирующими во время плавания в воде (или плавающими во время медитации). Все оказалось совсем не так, как он ожидал. Купив билетик за 20 бат он вместе с группой японских туристов, одетых в фото и видеотехнику, был запущен в небольшой загончик, где было несколько рядов мест для сидения и небольшой круглый (диаметром не более пяти метров) резервуар с водой. В нем плавала чем-то очень недовольная монашка размерами примерно почти с весь бассейн. Когда зрители расселись, началось представление. Монашка улеглась на воду на спину и начала делать различные мудры. Японцы восхищенно зацокали языками и защелкали затворами фотоаппаратов. Антону же было скучно. Имея почти такие же размеры, как и монашка, он знал, что без особых проблем может повторить все, что она делает, только вот последовательность выполнения мудр чуток подучить бы, да научиться делать одухотворенное лицо (чего, кстати, монашке очень даже не хватало). Это явно был аттракцион для туристов. Вполне вероятно, что в этом месте были и другие монашки, умевшие что-то, что показывать любопытным им просто не хотелось, но встретиться с ними не удалось. По-английски здесь мало, кто говорил, а по-тайски на тот момент кроме «Саватдии кхап» и «Кхоп кхун кхап» он ничего не знал.

Это было первое великое тайское разочарование Антона. Второе он испытал, попав в знаменитую Пещеру скелетов. Правда, к разочарованию примешивалась и изрядная доля облегчения, что все оказалось на так страшно и убийственно, как это описывалось в самых разных источниках. Русские и зарубежные авторы сенсационных статей об этой пещере сообщали, что во-первых, она труднодоступна и тайские проводники отказываются вести к ней туристов через кишащие змеями болота, и, во-вторых, в ней когда-то жили колдуны-людоеды, которые и в наше время по ночам возвращаются в наш мир и убивают своими специальными молоточками специальными ударами в грудную клетку неосторожных путников (кстати, какие путники? Туда специально дойти нужно еще постараться, а уж по неосторожности забрести, так вообще невозможно). Действительность оказалась более прозаична. Труднее всего было раздобыть координаты пещеры, а уж дорога к ней оказалась не сложной. На арендованном мотобайке Антон доехал практически до самой пещеры, так и не обнаружив при этом кишащих змеями болот и отказывающихся от заработка проводников. С милой тайкой лет тридцати, обладательницей замечательного керосинового фонаря он спустился в пещеру и не обнаружил там никаких скелетов. Как объяснила ему тайка-гид, скелеты здесь все же были, причем очень древние, но нашедшие их археологи, естественно, не стали их оставлять для забавы туристам.

Огненные шары нагов Антону увидеть все же удалось. Правда, со второй попытки. В первый раз он вместе с десятками тысяч тайцев немножко промахнулся. Шары в тот год вылетали из Меконга в 20 километрах от местечка Пхон Писай, где их ожидали увидеть многочисленные зрители. На следующий год аномальщик угадал с местом ожидания шаров и был вознагражден за это незабываемым зрелищем.

Что бы было понятно, о чем идет речь, несколько слов о самом празднике Нага Файербол.
Каждый год и только два дня в году во время полнолуния одиннадцатого лунного месяца из великой азиатской реки Меконг вылетают полутораметровые огненные шары, которые по легенде выпускает живущий на дне реки Король нагов (змееподобных существ). Посмотреть на них, а заодно и хорошо повеселиться, на берегу реки собирается до полумиллиона тайцев. Правда, не всем удается увидеть, т.к. далеко не везде шары вылетают.

Но Антону удалось. Правда, было время, когда он думал, что не повезет и в этот раз. После того, как стемнело он и его друзья, как и многие тысячи тайцев, прождали еще несколько часов, правда, при этом совсем не скучая. Развлечений было много. На берегу были сооружены концертные площадки и выступали известные и не очень артисты. По реке под восторженное одобрение зрителей парадом прошли разные сверкающие огнями кораблики. А сами ожидающие шаров участники праздника массово отправляли в небо фонарики кхом фай (из-за чего порой приходилось уворачиваться от падающих с неба огненных капель) и не менее массово запускали фейерверки (что порой способствовало путанице, т.к. иногда обычные чудеса пиротехники принимали за чудеса природы). Все это сопровождалось поглощением тайской традиционной еды (включая и жаренных насекомых) и выпиванием тайского виски.

Собственно говоря, первый вылетевший из Меконга шар, Антон увлеченно беседовавший с симпатичной соседкой тайкой, прозевал. Но остальные несколько штук (всего их было девять) увидел. Обидно, что сфотографировать не получилось. Шары появлялись из разных мест и вылетев из реки за секунду-две взмывали и исчезали в ночном небе.

Все это, конечно, было просто замечательно, но даже Огненные шары нагов чудом назвать можно было с большой натяжкой (ученые так вообще говорят, что это скопления газов и никаких чудес). А душа жаждала настоящего чуда, такого, которое бы придало большУю осмысленность тому, чем тайский аномальщик занимался последнее время. Он по-прежнему оставался человеком очень увлеченным всем необъяснимым, но иногда его посещали жутко крамольные и почти атеистические мысли о том, что чудес в наш век компьютеров и большого адронного коллайдера просто не бывает.

Вот почему поступившую из супернадежного источника информацию об одном из буддистских монахов, творящем настоящие чудеса (и летать умеет, и по воде ходит, и телепортацией владеет) Антон воспринял с воодушевлением. Это был шанс укрепить пошатнувшуюся веру.

Наш герой оседлал своего железного коня и отправился в неблизкий путь. Лесной монастырь, в котором проживал монах-чудотворец находился на Севере страны между городами Пай и Мэ Хонг Сон. Дорога была трудной (особенно в горных районах), но цель была достигнута. Приехав поздно вечером Антон еле дождался утра (аудиенция ему была назначена на 8 часов утра).

Монах встретил его приветливо. К тому времени Антон уже немножко подружился с тайским языком и был способен поддержать беседу на тайском в течение нескольких минут (спросить как дела, поговорить о погоде и прочих милых пустяках), но когда речь зашла о более серьезных вещах они перешли на английский язык, которым монах владел даже лучше самого Антона.

-- Обычно я не принимаю фарангов, но меня попросили сделать для вас исключение. Какова же цель вашего визита – спросил монах чуть наклонив голову в сторону Антона.

-- Я занимаюсь изучением необъяснимых явлений. Я знаю, что вы умеете много из того, что недоступно другим людям. Я очень хочу попросить вас продемонстрировать мне что-либо из своих умений.

-- Необъяснимые явления? Мне кажется, что в таком случае, вы не с того начали. Вы можете объяснить свою жизнь? Цепь событий в ней? Причины происходящего с вами и другими людьми?

Антон был вынужден согласиться с тем, что он не способен на это.

-- Так начните с себя. Останьтесь здесь в монастыре для начала на недельку или месяц, побудьте сами собой и загляните внутрь себя. Там вы найдете столько необъяснимого, что жизни не хватит, чтобы объяснить. А все эти остальные чудеса, это пена на гребне волны.

Антона слова монаха не убедили:

-- Но это мечта всей моей жизни увидеть нечто такое, что выходит за грань обычных представлений о мире.

Судя по всему монаху все это было уже не интересно.

-- В таком случае вы обратились не по адресу. Я знаю, что обо мне рассказывают всякое, но вам нужно учитывать любовь тайцев к фантазированию и разного рода преувеличениям. Я обычный монах, идущий своим путем.

Волна разочарования захлестнула Антона. Опять он остался «у разбитого корыта». Вроде бы его мечта вот-вот должна была осуществиться, вроде бы он подобрался к самой вершине и… покатился кубарем вниз. Он как-то неловко и торопливо попрощался с монахом и выбежал из помещения. По дороге не вписавшись в поворот, он случайно задел подвешенный на веревочке маленький горшок с красивым цветком. Но степень его расстройства была такова, что он даже не заметил падение горшка и наступившую вследствие его смерть цветка, переломившегося пополам.

Монах задумчиво посмотрел вслед фарангу, затем подошел к упавшему горшочку. Он взял верхнюю половинку цветка, приложил ее к нижней, закрыл глаза, сосредоточился и… жизнь вернулась туда, откуда ушла полминуты назад…



Источник: http://puteshestvennik.net.ua/publ/tajland/anton_monakh_i_cvetok_perechi...



    Словарь
  • รูปชี - РУ:П-ЧИ: - монахиня (уст.)  
  • ดอกไม้ - цветок